Каменная баба в Бериславском районе — прошлое в настоящем

Чем Херсонская область может удивить туристов?

Незабываемой красоты пейзажами, которые нередко поражают своей контрастностью, изобилием туристических локаций, где каждая следующая достопримечательность интереснее предыдущей, а также тем, что некоторые достопримечательности можно посетить, не съезжая с трассы, что соединяет Херсонскую и Днепропетровскую области.

Спектр этих «околодорожных» достопримечательностей варьируется от относительно современных памятников до памятников истории XVIII столетия — это и небольшая часовенка вдоль дороги в селе Дудчаны и памятник Богдану Хмельницкому на кургане около села Тягинка, памятник херсонскому арбузу в селе Осокоровка и там же памятник истории — Екатерининская миля, источник в Шиловой балке и старый арочный мост близ села Бургунка.

Часовня в селе Дудчаны
Часовенька в селе Дудчаны

Но самая, пожалуй, яркая и запоминающаяся «околодорожная» достопримечательность правобережной Херсонщины, которая уже издалека притягивает взгляды жителей и гостей области — это половецкая каменная баба на кургане в Бериславском районе.

 Каменная баба  Бериславский  район

Еще несколько столетий назад в безмерных степях Южной Украины каменные бабы были рядовым «явлением», а путешественникам и ученым XIX столетия, как сообщает Дмитрий Яворницкий, неминуемо приходилось их видеть на вершинах курганов.

Каменная баба Бериславский  район

Мамай, болван, балбал и даже Марь Этож (и маржитаг) — именно так в XVIII – XIX столетии жители Южной Украины называли каменных истуканов. В то время колонисты и переселенцы, которые заселяли Северное Приазовье и часть Северного Причерноморья из других губерний, даже не догадывались, откуда было взяться каменным статуям в безлюдной степи, а неизвестность, как правило, и порождает легенды.

Каменные бабы в сказаниях

Вокруг каменных баб складывались легенды, которые исследователь, Яков Павлович Новицкий, в 1911 году опубликовал в своем сборнике «Народная память о Запорожье». Многие легенды о каменных бабах похожи по своей сути, но даже по одному сказанию можно судить о том, как еще 200 лет назад жители Украины объясняли появление каменных баб.

Господь, создал землю, а потом людей, и они долго жили без солнца. Сжалился Господь над Миром и послал святое солнышко. Одни люди радовались, а другие невзлюбили солнце — начали насыпать высокие могилы, что есть до неба; начали с тех могил плевать на солнце праведное. Разгневался Господь — и кто из людей плевал, тот на могиле окаменел. Высокие могилы, где были когда-то каменные бабы, стоят от сотворения мира. Лет 50—60 назад на могилах было много баб, а потом, как начали селиться люди, стало тесно и бабам — их свезли в слободы и позакапывали у ворот. Грицько Усатый, 72 года, Маркусов», 1882 г.

Каменные бабы — памятники половцев

Разумеется, что ученые и археологи уже давно выяснили, какой именно народ оставил нам в наследие удивительные каменные изваяния — половцы (хотя реже встречаются и более ранние — киммерийские и скифские каменные статуи). Половцы устанавливали каменные статуи в коллективных или одиночных святилищах, в которых проводились не только обряды по умершему родственнику, но и другие обряды, связанные с праздниками и природными циклами, а каменное изваяние в святилище выполняло роль идола.

Каменная баба Бериславский  район

Куда пропали бабы?

Со временем каменные бабы полностью исчезли из мест первоначального расположения. Сначала татаро-монголы, вытеснившие половцев, тщательно потрудились над уничтожением вражеских идолов, а уже во время массового заселения Новороссийского края, каменных баб спускали с вершин курганов и использовали в качестве дорожных знаков и вех, в качестве строительного материла, в ветряных мельницах и в хозяйстве. И несмотря на то, что по инициативе ученых того времени был установлен штраф в размере 100 рублей (а это было довольно внушительной суммой), статуи продолжали исчезать из степи и уже в 1908 году численность каменных баб Южной России составляла около 1133.

Каменная баба  Бериславский  район

Сегодня увидеть оригинальную каменную бабу можно только во дворах музеев или же в музейных экспозициях под открытым небом.

Однако жители Херсонской области, на кургане вдоль дороги, установили точную копию половецкой каменной бабы. Сегодня эта каменная баба не выполняет роль ни дорожного знака, ни идола, а вместо даров у ее ног лежат обломки бетонного постамента.

Каменная баба Бериславский  район

Но несмотря на это, каменная баба, стоящая на вершине кургана, привлекает заинтересованные взгляды путников и напоминает им о половцах, которые много столетий назад кочевали в бескрайней степи.

Каменная баба Бериславский  район

И приходят кипчаков сюда племена,

И пред идолом гнется кипчаков спина.

Пеший путник придет или явится конный,

Покоряет любого кумир их исконный.

Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,

Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.

Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,

Что оставить овцу перед идолом надо.

© Низами Гянджеви

Как найти: Херсонская область, Бериславский район

Посещение: бесплатно


Интересные места поблизости


Координаты бабы здесь

Вам также может понравиться...

3 комментария

  1. Павел says:

    Я с по началу статьи решил что она сохранилась в таком виде!) Спасибо большое за ваш труд)

    1. says:

      Удачная репродукция) Оригинальные камнные бабы в разной степени сохранности можно увидеть практически в каждом краеведческом музее. А двухголовую каменную бабу, точнее ту, что прежде была двухголовой, можно увидеть в Примосрком краеведческом музее.

  2. Павел says:

    Спасибо огромное!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.