Кто такие гагаузы и как они переселились в Запорожскую область

FavoriteLoadingДобавить в список избранного

За окном проносились однообразные серые здания. Природа еще спала, и только едва зеленеющая трава говорила о том, что весна уже вступает в свои права. Однообразную картину прервало, неожиданно появившееся вдоль дороги, полуразрушенное здание с надписью «Училище».

Нет привычно выложенного года постройки, но толстые стены и кирпичная кладка косвенно свидетельствовали о том, что зданию уже более ста лет. Тогда, сделав мельком несколько снимков, я даже не могла подумать, что это разрушающееся и, далекое от звания архитектурного чуда, здание, познакомит меня с историей удивительного и необычного народа, а попытки найти хоть какую-то информацию об этой постройке превратятся в настоящее исследование истории переселения гагаузов в Запорожскую область.

Село Волчанское

Село Волчанское, где стоит здание бывшего училища, основано гагаузами в 1861 году. До окончания Великой Отечественной войны село носило название Вулканешты от населенного пункта в Молдавии, из которого гагаузы переселились в Запорожскую область. В селе действовал храм, построенный в 1866 году во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, а приход составляли жители пяти соседних сел: Терновка, Александровка, Димитровка, Атманай и Болград.

Вот что пишет в 1872 году о гагаузах Михаил Родионов:

«Ежегодно в день св. великомученика Георгия, 23 апреля, они совершают так называемый ими Курбан. Все прихожане собираются в церковную ограду молитвенного своего дома. Сюда приносят, кто из них имеет, испеченных или зажаренных молодых барашек. Служат молебен с водоосвещением и святою водою окропляют мясные снеди…Этот их народный обычай, занесенный ими сюда из Турции, свято сохраняется ими и здесь. Его и другие булгары тоже сохраняют»

Описание исламского обряда, причудливым образом влившийся в православный уклад, как бы заочно повествует о том, что история становления гагаузов, которая на протяжении многих столетий была тесно связана не только с болгарами, но и османами, была довольно сложной и запутанной. Но именно этот сложный и тернистый путь сформировал удивительную самобытность гагаузов.

Кто такие гагаузы?

— это тюркоязычный народ, который исповедует православие;

— народ, который исповедуя православие, совершает обряд Курбан;

— народ, который до 1957 года официально не имел письменности, но сохранил свою культуру, речь и традиции, а зачатки письменности сначала в церковной литературе, сочетали греческий алфавит и кириллицу, а позже уже латиницу, модернизированную по турецкому образцу;

— народ, который исторически сформировался на Балканском полуострове, но сохранил свою этнокультурную идентичность на территории Украины и Молдавии.

гагаузы Украины

Предки гагаузов

Существует более двадцати версий происхождения гагаузов, но каждая из них вызывает споры в кругах исследователей, которые до сих пор так и не смогли прийти к общему знаменателю. Самые обывательские версии, что гагаузы — это отуреченные болгары и христианизированные турки, легки для понимания, но далеки от истины.

В последнее время встречается версия происхождения гагаузов от фракийского племени каттаузов, которое с незапамятных времен заселяло Балканский полуостров, еще до прихода туда славян и тюркских племен. То есть эта версия признает гагаузов исключительно коренными жителями Балкан, а в подтверждение тому на просторах интернета можно увидеть заключения в области этнической геномики, которые исключают наличие азиатский линий в ДНК гагаузов.

Черные клобуки

Наиболее распространенная версия среди ученых и исследователей — это происхождение гагаузов от тюрок северной группы (печенегов, половцев, огузов, куманов и пр.) и булгар-тюрков, которые переселились на Балканский полуостров в VII веке.

Для того, чтобы понять, кто такие гагаузы и как они попали на Балканский полуостров, было бы правильным перенестись назад во времена Римской империи и посмотреть на политическую карту мира.

Большая империя, как и большой пирог, начинает крошиться с краёв

©Бенджамин Франклин


Римская империя

Римская империя на протяжнии четырех с половиной столетий была могучим государством, однако ее конец был неизбежен. Причин для того было много, как внутренних так и внешних. В 395 году Римская империя разделилась на Западную и Восточную. К этому времени на ее территории уже довольно прочно прижилось христианство, за исключением редких эпизодов христианских гонений. И хотя тогда разделение Римской империи было еще довольно условным, но уже с того момента ее Восточная и Западная части пошли своим путем.

Разделение Римской империи

Пока Западная империя доживала свои последние десятилетия, распавшись в 476 году на более мелкие государства, Восточная империя, называемая Византией, только вступала в период своего расцвета и просуществовала еще на протяжении десяти столетий.

Как и любая империя, Византия имела подвижные границы и ненасытный аппетит. Наибольшего расцвета она достигла при императоре Юстиниане I, который максимально расширил ее границы и сделал на долгое время центром духовной и культурной жизни, а так же, политическим и экономическим центром Средиземноморья.

Византийская империя

В начале VII века у “штурвала» Византийской империи стоит император Ираклий I, правление которого стало решающим в направлении вектора ее развития. В 620 году официальным языком становится греческий, что ставит последнюю точку в схожести Византии с античной Римской империей и еще больше отдаляет империю от запада, где официальным языком остается латынь.

хан Кубрат
Хан Кубрат

Но правление этого императора интересно и другим, казалось бы, менее значимым моментом. Именно при его дворе растет, обучается и в 12-летнем возрасте крестится будущий болгарский хан Кубрат, который в 632 году объединит разрозненные тюркские орды воедино и создаст в Причерноморских и Приазовских степях государство — Великую Булгарию.

Великая Булгария

Поскольку территория Великой Булгарии, не затрагивала границ Византийской империи, хан Кубрат и Ираклий I заключили дружественный союз, по условиям которого два правителя должны были оказывать друг другу военную и экономическую помощь, а византийский император даже жаловал булгарскому хану высочайший аристократический титул патрикия.

Великая Булгария, по факту, была кочевым государством, которое сохраняло свои границы, сдерживая набеги врагов. В 668 году Хан Кубрат в очередном сражении погиб (его могила найдена в селе Малая Перещепина Полтавской области), а его пять сыновей, каждый со своим войском разбрелись по миру.

В 671 году Великая Булгария, возглавляемая старшим сыном хана Кубрата, Батбаяном, пало под натиском хазар. Второй сын, Котраг, осел за Доном, основав там Волжскую Болгарию, четвертый и пятый сыновья осели в Италии и Македонии.

А третий сын хана Кубрата, хан Аспарух со своим стотысячным войском булгар, которое объединяло представителей разных племен, двинулся в Пруто-Днестровское междуречье, на территорию Буджака (что сейчас часть Одесской области).

хан Аспарух


Памятник хану Аспаруху в городе Стрелча

Но территория эта «ничейной» не была и с момента распада Римской империи входила в состав Византии.

Буджак

Византийский император Константин IV прознав, что на территории его провинции хозяйничают кочевники, отправил сухопутное войско и морской флот, которые с легкостью были разбиты ханом Аспарухом.

Фортуна была благосклонна к хану Аспаруху, который, продвигаясь вглубь Балканского полуострова после победы над византийским войском, с успехом завоевывал новые территории. Так, в 680 году на политической карте мира появилось новое государство — Первое Болгарское царство.

Первое Болгарское царство

А вторжение хана Аспаруха на византийские территории запустило череду кровавых болгаро-византийских войн, в которых обе страны будут захлебываться на протяжении еще семи столетий. Хан Аспарух, родоначальник Болгарии, погиб, как и полагается военачальнику, во время сражения с хазарами в 700 году (его могила найдена на территории Запорожья, о чем гласит памятная табличка на одном из домов).

Кто населял завоеванные ханом Аспарухом территории?

Разумеется, что завоеванные ханом Аспарухом территории не были пустынными. Еще с незапамятных времен северо-восточная часть Балканского полуострова была заселена фракийцами, к которым позже переселились славяне. Религиозная жизнь на завоеванных территориях тоже была весьма разнообразной. Фракийцы, ассимилировавшие со славянами, практиковали как язычество, так и христианство, которое проповедовалось греческими священниками. Завоевавший территорию тюркоязычный народ во главе с ханом Аспарухом относили себя к прирожденным тенгрианцам.

тенгрианство

Один и з символов тенгрианства

Такая пестрая и разнообразная религиозная жизнь сохранялась в Первом Болгарском царстве еще на протяжении двух столетий. Но с течением времени религиозное различие все же постепенно стиралось, некоторые тюрки принимали греческое православие. В быту так же происходило сближение народов, перенимались способы ведения земледелия и хозяйства, а тюрки постепенно смешивались со славянами.

Борис первый
Борис I — в крещении Михаил

Конец религиозному разнообразию поставило правление Бориса I. В период его правления Первое Болгарское царство было истощено от постоянных войн, а народ изнемогал от голода. Чтобы хоть как-то улучшить ситуацию в государстве, Борис I принял решение о крещении Болгарии, тем самым преследуя несколько целей. Во-первых, хан видел необходимость в объединении всех жителей государства одной религией — христианством, а во-вторых, таким способом он надеялся снизить градус в отношениях с Византией. В 865 году Болгария была крещена, что повлекло за собой массовые протесты населения и череду кровопролитных расправ над несогласными.

Крещение Преславского двора
Крещение Преславского двора, Н. Павлович, XIX век.

Крещение Болгарии открыло в страну двери и для западных священников, которые вели церковную службу и письменность на латыни, в отличие от тех священников, что еще со времен правления на этих территориях Византийской империи, служили на греческом языке.

Стоит отметить, что уже к тому времени между Западной и Восточной церквями назревало разногласие, которое выражалось не только в языках служения, но и в некоторых церковных догмах. Несколько лет Болгарская церковь была камнем преткновения между Римом и Византией, которые пытались таким образом расширить сферу своего влияния на Болгарское царство. Однако болгары не понимали литургию, проводимую западными священниками на латыни. Все это привело к тому, что со временем вся церковная письменность и литургия Болгарской церкви была переведена на славянский язык с помощью кириллицы, разработанной Кириллом и Мефодием в 863 году.

Кирилл и Мефодий
Константин-Кирилл и Михаил-Мефодий

Так и закончилось формирование болгарского народа со своей религией и традициями.

А что же по поводу гагаузов и почему они не похожи на болгар?

Все дело в том, что на территории первоначального заселения хана Аспаруха, вдоль Черноморского побережья (в исторической области Добруджа, что входила в состав Первого Болгарского царства), обособленно проживала часть тюркских племен (узов, печенегов, куманов и половцев), которая не ассимилировала со славянами.

Добруджа

Эти тюркоязычные племена приняли со временем христианство, но остались верны греческой церкви, в отличии от большинства болгар, которые придерживались канонов Болгарской церкви. Этот тюркоязычный народ, который состоял из нескольких тюркских племен и сумел сохранить свой язык, традиции и обычаи, пришедшие еще из тенгрианства — стал называться гагаузами. Так со временем и начало выстраиваться этническое различие между гагаузами и болгарами.

Таким образом становится понятно, на каком этапе гагаузы начали «отделяться» от остальных болгар и формироваться как самостоятельный этнос.

Но с течением времени и в гагаузской среде наметился раскол. Часть гагаузов, которая по определенным причинам стала прихожанам Болгарской церкви, начала называться ненастоящими/центральными/болгарскими или аслы-гагаузами, в то время, как сохранившие верность греческой церкви гагаузы считали себя настоящими/приморскими/греческими или хаслы-гагаузами.

Падение Первого Болгарского царства

Принятие Болгарией христианства, которое то принималось, то отторгалось его поочередными правителями, не обезопасило государство на долгое время от войн с Византией, и после смены правителей, жестокие и кровопролитные войны между Первым Болгарским царством и Византийской империей вновь возобновились. В 1018 году Первое Болгарское царство было покорено византийским императором Василием II Болгаробойцей.

Василием II Болгаробойца

Василием II Болгаробойца

А дальше для народа Болгарии, в том числе и гагаузов, настали сложные времена. Более чем полтора столетия они терпели набеги кочевников, непосильный византийский оброк и крестовые походы. Но в 1185 году три брата — Петр, Асений и Калоян подняли восстание, в результате которого удалось восстановить болгарскую независимость и создать Второе Болгарское царство, достигшее максимального расцвета в первой половине ХIII столетия.

Второе Болгарское царство

Однако период его расцвета длился недолго и уже во второй половине ХIII столетия государство, возглавляемое слабыми правителями, значительно ослабло от постоянных войн, а начавшаяся междоусобица привела к тому, что Второе Болгарское царство начало постепенно распадаться.

Добруджанское княжество
Видинское царство, Тырновское царство, Добруджанский деспотат

Ряд вельмож объявило о независимости своих владений. Так сначала сформировалось Видинское царство, а в 1322 году отделилось и Добруджанское княжество, которое сформировалось на территории Добруджи, где проживала большая часть гагаузов.

Добруджа

Добруджанское княжество

Именно Добруджанское княжество (Карвунское княжество, Добруджанский деспотат), стало первым и, пожалуй, единственным самостоятельным государством гагаузов, которое занимало территорию от Балканских гор до Дуная.

Все три государства (Второе Болгарское царство, Видинское царство и Добруджанский деспотат) считали себя Болгарией, и пока Тырновское и Видинские царства продолжали воевать с Византией, Добруджансикй деспотат заключил с ней мир.

Мыс Калиакра
Мыс Калиакра (фото с сайта)

Но так сложилось, что формирование и становление единственного государства гагаузов -Добруджанского княжества происходило практически параллельно с зарождением новой империи, которая, спустя столетие, сотрет с лица земли не только Добруджанский деспотат и Второе Болгарское царство, но и некогда могучую Византийскую империю.

Османская империя

В 1395 году под разрушительными набегами османов пало Добруджанское княжество, остальная Болгария полностью покорилась в 1422 году, а остатки Византийской империи пали в 1461 году.

Так Османская империя довольно быстро и уверенно покорила большую часть Средиземноморья.

Жизнь болгар и гагаузов в составе Османской империи.

Таким образом земли болгар и гагаузов на четыре столетия оказались под владычеством Османской империи. Христиане облагались непосильными денежными (джизья) и кровными налогами (деширья). Условия для жизни многих христиан была невыносимой, потому в XVI столетии многие гагаузы и болгары начали переселяться в поисках лучшей жизни. Сначала они выбирали те районы завоеванной Болгарии, где не так сильно было выражено влияние османов, а позже первые переселенцы двинулись в Бессарабию (на территорию Молдавского княжества) и Буджак (сегодня часть Одесской области).

Гагаузы селились в Буджаке среди кочующих там ногайцев, болгары же предпочитали селиться среди молдаван. Первое поселение гагаузов в Буджаке датируется 1541 годом в г.Чадыр.

Массово переселенцы двинулись в Бессарабию и Буджак уже в ХVIII- XIX столетии, чему способствовала череда русско-турецких войн.

Заключение Бухарестского мирного договора, как итога русско-турецкой войны 1806-1812 гг., в результате которого Бессарабия отошла Российской империи, дало новый толчок к массовому переселению гагаузов, болгар, албанцев и других народов.

Путь гагаузов в Запорожскую область

Очередная русско- турецкая война 1853-1856 года и Парижский мирный договор привели к тому, что Южная Бессарабия, где уже успели обжиться гагаузы и болгары, была передана Молдавскому княжеству, которое являлось вассалом Османской империи. Многие переселенцы, не пожелавшие оставаться на этой территории, двинулись в Таврическую губернию заселять Дикое поле.

Болгары заселили большую часть Азовского побережья, а албанцы и гагаузы двинулись вглубь губернии.

Девнинское
Свято-Троицкий храм в албанском селе Девнинское

В балке Малый Утлюк гагаузы основали село Волконешт (Волконешты, Вулканешты) и построили здесь церковь в честь Благоверного Князя Александра Невского, приход которой состоял из жителей окружающих сел, в том числе и двух гагаузских. Однако, любовь к исторической родине оказалась сильнее проделанных километров, и после Сан-Стефанского мира в заключение русско-турецкой войны 1878 года, когда Южная Бессарабия была вновь возвращена Российской империи, большая часть гагаузов вернулась в Буджак и Бессарабию. В 1880 году в селе Волканешты осталось всего 10 семей гагаузов.

Но и на этом этапе история гагаузов не закончилась

На протяжении XIX— XX столетия менялись границы и статус Болгарии (Болгарское княжество, Болгарское царство и Республика Болгария), менялись статус и границы Молдавии и Румынского царства, и в результате сложных взаимоотношений этих стран и напряженных событий прошлого столетия, северная часть Добруджи (исторического района гагаузов) вошла в состав Румынии, южная часть Добруджи — в состав Болгарии, большая часть Бессарабии вошла в состав Молдавии, а Буджак — ныне часть Одесской области.

Те гагаузы, которые проживали на территории Cеверной Добруджи, ассимилировались с румынами, а гагаузы Южной Добруджи — с болгарами. И только гагаузы Буджака и Бессарабии (Молдавии и Украины) смогли на протяжении столетий сохранить свою этническую индивидуальность.

В 1994 году парламент Молдавии принял закон о правовом статусе Гагаузии, наделив ее правами автономии. Первая официальная письменность у гагаузов была создана на основе кириллицы в 1957 году, а позже переведена на латинскую графику.

Гагаузия

Сегодня численность гагаузов в Молдавии составляет 160 тысяч, Одесской области 30 тысяч, а в 4-х селах Запорожской области ( Александровка, Димитровка в составе Акимовки, Волчанское, Максима Горького) проживает около 1,5 тысячи гагаузов.

Таким образом, христианский тюркоязычный народ — гагаузы, наконец-то обрели свою автономию и письменность, а их долгий и тернистый путь (от собственного государства до практического полного исчезновения энтонима гагауз), частично пролегал и через Запорожскую область, оставив в ней свой исторический след.

Флаг Гагаузии
Флаг Гагаузии

А что же по поводу здания бывшего училища?

На сегодняшний день мне неизвестно, кто и когда построил это здание, потому страица его истории, как и страница истории удивительного гагаузского этноса все еще остается открытой…..

Александр Осипович Таборовский
Александр Осипович Таборовский (в дополнение к комментарию)

Как найти: Запорожская область, Акимовский район, село Волчанское

Посещение: бесплатное

Координаты здания здесь

Вам также может понравиться...

1 комментарий

  1. says:

    Поселившись в голой степи осенью 1861 года, 49 семей Волканештцев к 1866 году уже имели 259 лошадей, 287 волов, 297 коровы, 4258 голов овец. Количество жителей составляло 481 человек (217 м и 264 ж) , детей до года в общем количестве нет. Их раньше не считали, потому что смертность была очень высокой.

    1862,1863,1864,1865 годы были сухими и неурожайными. Это очень тяжело отражалось на жизни переселенцев.

    Большие затруднения они испытывали и относительно крещения новорожденных, венчания, похорон.
    Нужно было добираться до близлежащих церквей в Кильчик, Анновку, Ефремовку, Давидовку, Акимовку, Родионовку. Священникам также нужно было приезжать в Волканешты для совершения обряда погребения.

    Церковь играла большую духовную роль в жизни людей и именно церковь вела метрические книги , в которых записывались рождение, брак и смерть.

    1866 год был первым урожайным годом со времени заселения Волканешт и принес надежду на лучшую жизнь.
    По распоряжению Министерства государственных имуществ, за счет казны было начато строительство каменного молитвенного дома.

    Строительством заведовал действительный статский советник Александр Осипович Таборовский.
    Волканештцы со своей стороны составляли мирские приговоры( современным языком решения, которые принимаются общиной). По этим приговорам колонисты жертвовали деньгами , рабочей силой и необходимым количеством подвод для подвоза строительных материалов.
    20 апреля (2 мая) 1869 года молитвенный дом был освящен в честь перенесения мощей благоверного князя Александра Невского.

    Этот день празднуется в церкви 30 августа или 12 сентября по новому стилю . Этот день был выбран наверное не случайно, конец августа начало сентября, это то время когда первые переселенцы прибыли на это место.
    Вот поэтому у нас Храм 12 сентября .
    В 2021 году Волканештам исполняется 160 лет.

    За предоставленную информацию особая благодарность Natalya Kalyan.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *