Светлодолинская — станция «Прощание»

Август 2021. Село Светлодолинское

Непримечательный железнодорожный переезд, один из сотен, а может и тысяч подобных по всей стране и один из тех, что кажутся на первый взгляд уже недействующими и давно заброшенными.

Неожиданно загоревшийся красный сигнал светофора легко развеял ошибочное предположение и уже через считанные минуты по переезду один за другим быстро проносились вагоны товарного состава. Ритмичное перестукивание его колес напоминало биение сердца. Было приятно осознавать, что эта тонкая и едва пульсирующая железнодорожная артерия нашей страны, которая на протяжении целого столетия сообщала станции Федоровка и Камыш-Заря, все еще жива…

Село Светлодолинское

Подобно товарному составу, который безостановочно проносился мимо железнодорожной станции Светлодолинская, туристы, которые оказывались в этих краях, так же быстро покидали и само село, даже не задумываясь о том, чтобы заглянуть на, казалось бы, обычную станцию в обычном селе.

А между тем, неприметный для туристов и скоростных поездов, полустанок, дважды за столетнюю историю своего существования становился местом, где разворачивались настоящие человеческие драмы…

Лихтенау

Село Светлодолинское Мелитопольского района было основано в 1804 году, когда 21 семья фламандского происхождения осела на левом берегу реки Молочной. Первоначально новой колонии присвоили порядковый номер 6, а уже немногим позже меннонитское поселение получило название Лихтенау, что в переводе означает «Светлая долина».

Светлодолинское/Лихтенау
Светлодолинское/Лихтенау

Но несмотря на весьма многообещающее название, которое, казалось бы, сулило переселенцам безоблачную жизнь, в реальности же на засушливых степных землях жизнь колонистов таковой не была. Река Молочная довольно часто пересыхала и зарастала камышом, а глинистая почва была не очень плодородной. Но даже такие природные особенности региона старательные меннониты обернули себе на пользу — камыш использовали для перекрытия крыш, а глинистая почва при правильном использовании севосмен со временем начала давать хороший урожай, который уже к 1846 году достиг средних значений по молочанским колониям. В этом же году на сельскохозяйственной выставке в Москве 12 меннонитов из колонии Лихтенау были удостоены высоких наград, а в 1864 году Исаак Дерксен за изобретение плуга с 5 зубьями был награжден серебряной медалью.

Колония Лихтенау. Светлодолинсокое.
Главная улица Лихтенау

К концу XIX столетия в колонии уже насчитывалось около 50-ти фермерских хозяйств, работал продуктовый магазин Германа Хамма, завод по производству кирпича и черепицы Абрама Вибе, кирпичный завод Хамма и Вибе, паровая мельница Глеклера, фабрика уксуса Вибе, мастерская по покраске тканей Янцена, магазин деревянных изделий Хамма, магазин сельхозтехники «Хамм и Хьюберт», магазин промышленных и гастрономических товаров, а так же фабрика Бергена по производству пружинных повозок.

Мельница Глеклера
Бывшая мельница Глеклера

Для жителей колонии Лихтенау, как и для всех меннонитов в целом, особо важную роль играла религия, которая была не только своеобразным цементом, что тесно связывала все сферы жизни меннонитской общины, но и была одним из способов национальной самоидентификации.

Меннонитская церковь. Лихтенау
Новая меннонитская церковь, построенная в 1860 году

В 1826 году в колонии Лихтенау был построен первый молитвенный дом, а большая община, которая сформировалась двумя годами ранее, получила название — Лихтенауской. Она отличалась строгим догматизмом и антипатией к образованию. В 1860 году на месте старого молитвенного дома была построена новая двухэтажная церковь с большими окнами.

Светлодоинское. Меннонитская церковь сегодня
Светлодоинское. Меннонитская церковь сегодня

Спокойная и размеренная жизнь в Лихтенау закончилась в 1911 году, когда стартовало строительство частной железной дороги второстепенного значения Федоровка-Цареконстантиновка. Колония Лихтенау стала одной из трех молочанских колоний, через которые пролегла новая железнодорожная артерия.

Токмакская железная дорога

Как известно железные дороги в Российской империи не всегда были государственными и, даже более того, в конце XIX века большая часть железных дорог империи возводилась на частные средства, и только лишь к началу XX столетия последние были выкуплены правительством. Однако частная инициатива все равно имела место и в 1911 году началось строительство второстепенной железнодорожной ветки Федоровка — Цареконстантиновка на средства Акционерного общества «Токмакской железной дороги», учредителями которого были Яков Андреевич Вилмс и почетный дворянин Александр Дмитриевич Иванов (а крупными акционерами — Якоб и Иоганн Валлы, семья Эдигер и Якоб Глеклер — владелец мельницы в Лихтенау).

Жетон Токмакской железной дороги
Жетон Токмакской железной дороги

Устав общества был утвержден в 1902 году и регламентировал деятельность не только акционерного общества, но и основные технические условия железнодорожной ветки.

А чтобы понять, через какие тернии пришлось пройти акционерному обществу, чтобы поставить часть региона на рельсы технического переворота, давайте посмотрим на некоторые ключевые моменты устава:

  • протяженность Токмакской железной дороги должна была составлять 120 верст
  • стоимость строительства не должна была превышать 5 592 000 рублей, не считая оборотного капитала
  • для строительства железной дороги по всей ее протяженности разрешалось безо платно использовать природные материалы (известь, камень, песок и т. д.)
  • строительство осуществлялось только из отечественных материалов, изготовленных исключительно на русских заводах, и только в редких случаях при согласовании с Министром Путей Сообщения разрешалось выписывать из-за границы рельсы и подвижные составы с полной уплатой таможенных пошлин
  • акционерное общество обязывалось вдоль всей железнодорожной ветки обустроить помещения для жандармской полиции, установить телефоны и телеграфы, а так же обеспечить их бесперебойную работу
  • акционерное общество имело право владеть частной железной дорогой на протяжении 81 года со дня введения ее в эксплуатацию, а государство уже через 25 лет имело право выкупить железную дорогу у акционерного общества
Облигации Токмакской железной дороги
  • капитал формировался путем выпуска акций и облигаций
  • правление акционерного общества избиралось один раз в год, при чем один из трех директоров мог быть иностранным подданным (первое собрание акционеров состоялось 21 июня 1911 года в Бердянске, где были выбраны в правление В. В. Фомин, Якоб П. Валл, Иоганн П. Валл и П. А. Эдигер)
Строители и владельцы Токмакской железной дороги
Строители и владельцы Токмакской железной дороги. (Ретро фото с сайта)
  • в случае «неисправности» общества, государство выставляло железную дорогу на торги
  • ну и конечно же устав регламентировал правила запуска экстренных поездов в случае пожарных бедствий и работу железной дороги в случае войны.

А вот последняя наступила, когда и не ждали….

Токмакская железная дорога была сдана в эксплуатацию в начале 1914 года, но уже в книге «Деловая элита России 1914» в составе правления акционерного общества не значится ни одна меннонитская фамилия. Что именно случилось с акционерным обществом после начала Первой Мировой войны, нам остается только предполагать:

— возможно оно было признано неисправным и по этой причине железная дорога была выкуплена правительством

— или, скорее всего, частная железная дорога, ввиду своей стратегической важности, была попросту национализирована (а станция Лихтенау получила новое название — Светлодолинская).

Станция «Прощание»

Во время и после гражданской войны многие меннониты, чьи предки еще столетие назад, не жалея своих сил, возделывали целинные земли и озеленяли засушливую степь, теперь были вынуждены в спешке покидать свою Родину. Покидали родные земли и меннониты-предприниматели, которые еще совсем недавно с успехом внедряли передовые промышленные технологии, делая неоценимый вклад в индустриализацию страны. Уезжали в поисках лучшей жизни и «вчерашние» акционеры Токмакской железной дороги и, по иронии судьбы, в неизвестность их увозило собственное железнодорожное детище.

Станция Светлодолинская/Лихтенау
Станция Светлодолинская/Лихтенау

Массовая эмиграция началась уже в 1924 году, когда при содействии Союза граждан голландского происхождения в Молочанске и комиссии по иммиграции в Канаде, многие меннониты получили семейный паспорта, которые значительно облегчали и удешевляли процесс эмиграции.

Первые эшелоны с выезжающими покинули молочанские колонии летом 1924 года, а станция Светлодолинская, которая еще до недавнего времени была местом новых надежд и волнительных встреч, теперь стала местом вынужденной разлуки и душераздирающих прощаний.

Станция Светлодолинская/Лихтенау
Станция Светлодолинская/Лихтенау

Тысячи уезжающих и тысячи провожающих собирались на станции, чтобы в последний раз обнять своих родных и близких, дать клятвенные обещания, которым никогда не суждено будет исполниться, и наполнить свои сердца неутомимой болью, что будет передаваться из поколения в поколение.

Эмиграция продолжилась вплоть до 1928 года, когда имея разрешение на беспрепятственный выезд за пределы страны, 22 тысячи меннонитов выехали в Канаду.

Светлодолинское. Лихтенау
Ферма Исаака Вибе в 1927 году

Однако с началом Второй Мировой войны оставшихся меннонитов ожидала более страшная участь — массовая депортация на Восток. Осенью 1941 года всем «врагам народа», коими украинские немцы были признаны ввиду своей национальной принадлежности, было приказано в течение нескольких часов собрать необходимы вещи и прибыть на железнодорожные станции — Федоровка, Токмак, Стульнево и Светлодолинская.

Собравшихся на станциях Федоровка и Светлодолинская депортировали быстро, а вот с других станций депортация своевременно не произошла. Оставшиеся меннониты покинули родные земли уже в 1943 году вместе с отступающими немцами, а на их место пришли другие люди, которые продолжили строить страну Советов.

Село Светлодолинское. Август 2021

Сегодня о меннонитском прошлом в селе Светлодолинское напоминает лишь, перестроенная до неузнаваемости, меннонитская церковь, которая теперь выполняет роль склада местного сельхозпредприятия, заброшенное здание сельской школы, несколько старых дубов и здание железнодорожной станции.

Станция Светлодолинская — грандиозное по своей значимости и трагичности место в истории меннонитов, выглядит особенно пустынно и заброшено. Перрон, на котором еще столетие назад кипела жизнь, местами порос травой, а здание станции, несмотря на внешний косметический ремонт, все равно выглядит уныло. И только лишь две гранитные мемориальные лавки, установленные здесь в 2004 году, напоминают редкому посетителю о событиях столетней давности.

Светлодолинское
Станция Светлодолинская

«Станция Лихтенау изначально была местом отправления и прибытия студентов, фельдшеров и замещающих служб, а так же местом семейных встреч. Позже станция стала местом болезненных разлук. Отсюда тысячи меннонитов эмигрировали на Запад в 20-е годы. В период с 1930 по 1941 годы отсюда на Восток были депортированы тысячи меннонитов», — так гласит выгравированная надпись.

Светлодолинское
Мемориальная лавочка на станции. Автор — скульптор Пол Эпп из Торонто

Пытаясь разобрать запыленные, едва различимые надписи на спинках лавочек и размышляя о былой трагедии меннонитов и событиях минувшего столетия, тогда, жарким августовским днем 2021 года, казалось, что в цивилизованном мире подобная история больше никогда не сможет повториться!

Станция Светлодолинская. Весна 2022 года

Для станции Светлодолинское идет уже четвертая война… Еще совсем юной она пережила Первую Мировую войну, стояла на линии размежевания красных и белых во время гражданской войны, а во время Второй Мировой находилась в гуще событий и была полностью разрушена отступающими немецкими войсками в 1943 году.

Светлодолинское

Четвертую войну она переживает по-своему тихо, словно старик, который больше не в силах стоять на передовой, а может лишь молча наблюдать за происходящим из окна. Наблюдать за тем, как больше не проносятся мимо и без того редкие пассажирские поезда из Мариуполя, и не стучат своими колесами товарные составы, а в воздухе повисла гнетущая и тревожная тишина…

Светдодолинское

Сегодня история в какой-то степени повторяется… В стране снова война и на вокзалах опять разворачиваются человеческие драмы — теперь уже украинцы на эвакуационных поездах, спасаясь от войны, вынужденно отправляются на чужбину.

Быть может, когда пройдет много лет и в наших сердцах стихнет боль от военных событий, на этих вокзалах, подобно станции в селе Светлодолинское, появятся свои мемориальные лавочки в память о всех тех, кто сегодня вынужденно покинул свою Родину и как напоминание о том, что ожоговая память о народных трагедиях никогда не должна ослабевать!

Как найти: Запорожская область, Мелитопольский район, село Светлодолинское

Посещение: бесплатно

Отдельная благодарность за помощь Дима Антифеев, Johann Schmidt.


Интересные места поблизости


Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *