Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь — православный маяк Херсонщины

В живописном уголке Херсонской области, где разноцветные поля упираются в холмистые правобережные кручи, а жаркий степной воздух приобретает бодрящую свежесть; где во все стороны открывается панорамный вид на широкое водное пространство Днепра, а на горизонте в легкой дымке растворяется село Каиры; неторопливо возрождается из руин старинная мужская обитель — Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь.

Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк

Еще столетие назад Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь входил в десятку богатейших монастырей Российской империи и в духовном плане занимал второе место после Киево-Печерской Лавры. Полтора столетия служил он духовному исправлению народа и, подобно спасительному маяку, озарял полуденный край светом Христовой истины. На молитву сюда стекались стар и млад, обычные крестьяне и венценосные особы. Поток паломников к святой обители никогда не иссякал.

Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Красный Маяк
Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь

Сегодня от богатейшего старинного мужского монастыря остались практически одни руины, увидеть которые приезжают туристы и паломники из разных уголков Украины. Однако далеко не каждый, кто приезжает к, веками намоленному святыми подвижниками, месту, знают, какую славную и трагичную историю молчаливо хранят эти величественные строения.

Архиерейский особняк. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк

А началась история Свято-Григорьевского Бизюкового мужского монастыря в селе Червоный (Красный) Маяк еще задолго до его основания в Херсонском уезде и уходит своими корнями в начало XVII столетия к двум разным обителям, значительно отдаленным друг от друга во времени и пространстве.

Софрониева пустынь

Первая обитель, с которой тесно связана история мужского монастыря на Херсонщине, была основана в 25 километрах от города Путивля на вершине Чудной горы (сегодня Сумская область).

Софрониева пустынь
Софрониева пустынь

Сложно представить более уединенное место, в котором могла бы вырасти пустынь (*а пустынью в старину называли монастырь, построенный в безлюдном месте). Чудную гору с трех сторон окружало Молченское болото. Ее склоны покрывал густой лес, а вглубь уходило множество подземных ходов, в которых еще со времен Крещения Руси селились, искавшие уединения, монахи. Сюда же бежали и монахи из Киево-Печерской Лавры, разрушенной в 1240 году ордой хана Батыя.

Официальной датой основания мужского монастыря на Чудной горе считается 1630 год, когда была построена первая каменная церковь Рождества Богородицы. Назывался он Софрониевой пустынью в честь первого строителя и настоятеля — иеромонаха Софрония.

Софрониева пустынь
Софрониева пустынь

Обширный монастырь славился своим богатством, гостеприимством и строгим соблюдением иноческих правил по чину знаменитой Киево-Печерской Лавры.

Крестовоздвиженский Бизюков монастырь

Сейчас отвлечемся от Софрониевой пустыни и перенесемся значительно севернее, в Смоленское княжество, а точнее — село Бизюково, принадлежащее боярину Федору Михайловичу Салтыкову. Несмотря на значительное мирское богатство, а владел Федор Салтыков довольно обширными поместьями, человеком он был глубоко верующим и очень набожным.

«Пренебрегая земной славой, отказываясь от сопутствующих ей почестей, Салтыков стремился к более возвышенному и существенному для души его — к будущему бесконечному на небеси блаженству» © Н. Ф. Ногачевский

Успение-Богородицкая церковь монастыря
Успение-Богородицкая церковь монастыря

Вокруг уже существующей в селе Крестовоздвиженской церкви, на свои личные средства Федор Михайлович построил монастырь (1640-1650 годы), который с первых дней основания значился ставропигиальным. Там боярин принял монашеский постриг с именем Сергий, и всю оставшуюся жизнь посвятил служению Богу.

До конца своих дней иеромонах Сергий — в миру боярин Салтыков, усердно трудился, приумножая богатство Крестовоздвиженского Бизюкового монастыря, в вечное владение которого он так же передал все свое земное богатство.

Колокольня с усыпальницей Сергия Салтыкова и настоятелей Бизюкова монастыря
Колокольня с усыпальницей Сергия Салтыкова и настоятелей Бизюкова монастыря

Так складывалась история второй обители, от которой произошел Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь.

Глухов

А пока Софрониева пустынь близ города Путивля и Крестовоздвиженский Бизюков монастырь в Смоленской губернии еще не имели точек соприкосновения и каждая по отдельности служила Православию, в одном из старейших городов Киевской Руси — Глухове, в семье Петра Маслова — гетманского козака по происхождению и купца по ремеслу, произошло важное событие — родился наследник, которого назвали Федором.

С малых лет мальчика обучали грамоте и арифметике, чтобы тот в будущем смог стать достойным преемником отцовского дела. Уже в двадцатилетнем возрасте Федору выпал шанс применить полученные знания на практике, но «будучи от природы пылким и предприимчивым, на деле же неопытным, в отсутствии отца рисковой и неудачной торговлей расстроил его достояние и наделал много долгов, после чего, страшась отцовского наказания бежал в Молдавию» © Н. Ф. Ногачевский

Архимандрит Феодосий

В Молдавии Федор поступил послушником в Нямецкий монастырь, где уже в тридцатилетнем возрасте с именем Феодосий принял постриг, а после долгих лет строго подвижнической жизни получил должность настоятеля в одном из богатейших молдавских обителей — Тисманском монастыре.

Тисманский монастырь и подвиг отца Феодосия

Настоятельство отца Феодосия в Тисманском монастыре совпало с началом затяжной русско-турецкой войны (1768-1774 гг.), которая закончилась в 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора и постепенным присоединением Северного Причерноморья к Российской империи, в том числе и тех земель, где уже совсем скоро «луч православного верования озарит всю область своим победоносным светом».

В первые годы военные действия разворачивались не в пользу русской стороны, а армия, которая располагалась как раз недалеко от Тисманского монастыря, испытывала острую нехватку в провизии. Отец Феодосий узнав о том, что его соотечественники находится в крайне затруднительном положении и, рискуя собственной жизнью, начал тайно из монастыря поставлять продовольствие нуждающимся солдатам.

Монастырь Тисмана
Монастырь Тисмана

И хоть очень скоро русские войска были вынуждены оставить Молдавию, старания православного священника не остались незамеченными. Григорий Потемкин, под начальством которого находилась русская армия, высоко оценил христианский подвиг любви и милосердия отца Феодосия, пообещав донести о нем императрице. Турецкий же султан, напротив, пребывая в страшном гневе из-за прямого пособничества православных священнослужителей русской армии (ведь Молдавия в то время являлась вассалом Османской империи), послал отряд янычар, чтобы как можно скорее разорить православный монастырь, а настоятеля Феодосия доставить в Константинополь для публичной казни.

Монастырь Тисмана сегодня
Монастырь Тисмана сегодня

Исполнение приказа не заставило себя долго ждать и в тот момент, когда многие монахи уже были убиты, а отец Феодосий заключен в оковы, случилось поистине чудо. К беспощадным карателям у игумена была последняя просьба — с оставшимися в живых братьями в последний раз помолиться в церкви. Откуда было знать янычарам, сторожившим всю ночь выход из храма, что из-под его алтарной части есть тайный ход, по которому настоятель незаметно покинул церковь. Верхом на лошади отец Феодосий добрался в русский лагерь на турецкой границе, где был тепло и радостно встречен Потемкиным.

Через несколько дней беглеца отправили в Санкт-Петербург, где императрица Екатерина II, за преданность русскому престолу, назначила отцу Феодосию пожизненную пенсию и предложила выбрать место дальнейшего настоятельства. Выбор пал на Софрониеву пустынь на вершине Чудной горы, которая была ближе других к его родному Глухову и в 1779 году отец Феодосий стал ее игуменом.

Подворье Софрониевской пустыни

К тому времени территория нынешней Херсонской области уже вошла в состав Российской империи и мало обитаемый край начал постепенно заселяться, чему способствовало щедрое размежевание тамошних земель. Ввиду того, что Софрониева пустынь на Чудной горе владела довольно скромными земельными угодьями, отец Феодосий обратился к благодетелю Григорию Потемкину с просьбой — выделить участок земли в Новороссийской губернии, чтобы устроить там монастырское подворье с церковью.

Софрониевское подворье
Софрониевское подворье

23 мая 1782 года указом Новороссийской Губернской Канцелярии отцу Феодосию было выделено 3245 десятин земли на правом берегу Пропасной балки и 2000 десятин плавней до реки Конки. На жалованные земли отец Феодосий отправил самых способных монахов, а небольшое монашеское поселение в Херсонском уезде стало называться подворьем Софрониевой пустыни или же просто — Софрониевским подворьем.

«Новые поселенцы строго придерживались отеческих преданий, благополучно и с успехом хозяйничали на дарственной земле. Не было у них только храма Божия, где бы они могли найти отдых после трудов своих и душевный покой…»

В скором времени в Софрониевском подворье была построена и освящена первая деревянная церковь во имя священномученика Григория — небесного покровителя князя Потемкина, который принимал активное участие в ее устройстве. Первоначально она располагалась на правом берегу Пропасной балки, но по той причине, что доступ к ней был значительно затруднен, Софрониевское подворье вместе с церковью перенесли на противоположный берег, где Святогригорьевская церковь была перестроена уже из камня и освящена в 1783 году.

Церковь во имя священномученика Григория
Церковь во имя священномученика Григория

«С этих пор бывшая пустыня огласилась молитвою и благовестием слова Божия».

Благодаря стараниям монахов и чуткому руководству отца Феодосия, подворье, которое требовало его частого личного присутствия успешно развивалось и процветало и со временем стало называться Новогригорьевской пустынью.

Учреждение Григорьевского Бизюкового монастыря

А тем временем, пока луч православия в Херсонском уезде становился все ярче, а молитва звучала все громче, в далекой Смоленской губернии, в 1000 километрах от Херсонского уезда, приходил в упадок тот самый монастырь, некогда построенный боярином Салтыковым.

Причиной обветшания и разрушения Крестовоздвиженского Бизюкового монастыря стал пожар, случившийся там в 1762 году.

Когда состояние обители стало буквально критическим, архимандрит Михаил обратился к Святейшему Синоду с просьбой выделить на ее восстановление внушительную, по меркам той эпохи, сумму в размере 30 тысяч рублей.

А пока настоятель монастыря в Смоленской губернии ожидал решения Святейшего Синода, в Софрониевой пустыни на Чудной горе в возрасте 82 лет скончался отец Феодосий — первый учредитель Софрониевского подворья, читай Новогригорьевской пустыни, в Херсонском уезде.

А дальше происходит следующее. От Екатеринославского архиепископа Афанасия в Святейший Синод поступает донесение, где архиепископ деликатно напоминает о том, что земли, на которых уже благополучно развивается Софрониевское подворье (она же Новогригорьевская пустынь), после кончины отца Феодосия более никому не принадлежат, так как жалованы ему были на ограниченный срок. А ввиду того, что в Екатеринославской епархии нет ни одного штатного монастыря, архиепископ просит на месте Софрониевского подворья/Новогригорьевской пустыни в Херсонском уезде образовать самостоятельный штатный монастырь.

Святейший Синод, рассмотрев донесение Екатеринославского архиепископа с одной стороны и просьбу настоятеля Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря на ассигнование суммы в размере 30 тысяч рублей — с другой, принимает решение, после которого 4 декабря 1803 года следует Высочайший указ Александра I. На месте Софрониевского подворья/ Новогригорьевской пустыни, учредить штатный второклассный монастырь, а Бизюков монастырь в Смоленской губернии упразднить. Братию из Бизюкового монастыря вместе со всем его имуществом перевести в новый учрежденный монастырь, который с тех пор стал называться Григорьевским Бизюковым.

Григорьевский Бизюков монастырь

Вот так и закончилась запутанная история основания мужской обители на Херсонщине, которая незримой нитью соединила на своих страницах разные государства, знаменательные события, отдаленные монастыри и исторические персонажи.

Первым настоятелем новой учрежденной обители стал архимандрит Досифей, который буквально с чистого листа начал историю уже самостоятельного монастыря. Почему же с чистого, можете подумать вы, ведь прежде на этом месте уже на протяжении двадцати лет росло и развивалось монастырское подворье? Дело в том, что в тот кратчайший промежуток времени, пока происходил переезд монастыря из Смоленской губернии в Херсонский уезд, монахи, жившие здесь ранее, успели полностью вывезти в Софрониеву пустынь на Чудной горе не только все церковное имущество, но и весь скот. Все, что осталось вновь прибывшей братии — 4 лошади, 4 вола, двести с лишним четвертей хлеба и немного церковной утвари. А из всего имущества, что перевозилось из упраздненного монастыря, досталось тоже немного доброго, за исключением колокола в 103 пуда.

Несмотря на это, стараниями настоятеля Досифея и братии, монастырь начал мало-помалу расти и украшаться.

За более чем столетнюю историю существования Григорьевского Бизюкового монастыря у него было много настоятелей и наместников, общими стараниями которых обитель достигла небывалого расцвета и по своему богатству занимала почетное 4 место в десятке богатейших монастырей Российской империи.

Расцвет монастыря

В начале XX века монастырь представлял собой большое поселение со всеми необходимыми для существования строениями и находился на подъеме материальной и духовной жизни. Земельные владения монастыря занимали 32 тысячи гектаров, на которых произрастали сады и виноградники, располагались обширные пастбища и выращивались разнообразные зерновые культуры. Доход составлял 500-800 тысяч рублей в год.

Территория монастыря была ограждена высоким каменным забором, на углах которого возвышались конусовидные башни, увенчанные крестами. Ограда строилась в несколько этапов и неоднократно достраивалась и видоизменялась, как собственно и вся территория обители, где на протяжении столетия непрерывно происходили изменения и улучшения.

Баши монастырской ограды
Баши монастырской ограды

Даже сегодня описание архитектурно-паркового ансамбля Григорьевского Бизюкового монастыря поражает воображение, а стоит ли говорить о том, какое неизгладимое впечатление производило на паломников величие монастырских строений в начале двадцатого века?!

На территории действовало 5 церквей и один собор:

Запорожская церковь
На заднем плане «запорожская» церковь

— первая церковь во имя священно мученика Григория была построена в 1783 году. В ее устройстве непосредственно участие принимали те запорожские козаки, которые не оставили своих территорий после ликвидации Сечи и помогали монастырю как финансово, так и физической силой в строительстве некоторых монастырских зданий. Именно потому первая церковь еще часто называлась «запорожской».

— рядом с первой церковью располагалась однопрестольная Покровская церковь, которая была возведена на средства помещика Блажкова и освящена 13 сентября 1822 года

Покровская церковь. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Покровская церковь

— Пантелеймоновская церковь

— Спасская церковь с сиротским приютом при ней, рассчитанным на 200 мест

— домовая церковь Трех Святителей (Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского и Митрофана Воронежского), которая располагалась в северо-восточной части архиерейского особняка.

Особое звучание архитектуре Григорьевского Бизюкового монастыря придавал Вознесенский собор, красота и просторность которого у каждого посетителя вызывали восхищение, а звон 103 пудового колокола, располагавшегося в соборной колокольне, разливался на десятки верст вокруг. Сооружение собора для многих настоятелей и архиепископов монастыря было одним из самых задушевных желаний. Его проект был заказан в Одессе, в Техническом бюро инженера-техника г. Мельникова, а строительство, которое началось в 1886 году, длилось на протяжении семи лет. Освящен собор в честь Вознесения Господня 9 мая 1894 года.

Вознесенский собор

Рядом с собором, практически у крутого обрыва, возвышалось еще одно не менее грандиозное каменное строение — архиерейский особняк с домовой церковью при нем во имя трех Святителей. Построен он был в 1870-е годы архимандритом Арсением и предназначался для проживания высшего священства и царских персон (в 1916 году монастырь посетил царь Николай II с семьей).

Архиерейский дом. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Архиерейский дом. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк

Гармонично вписывались в архитектурный ансамбль монастыря кирпичная трапезная и трехэтажный братский корпус.

Братская трапезная. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Братская трапезная

Атмосферу утонченности и величия дополняли солнечные часы, установленные инженером Александром Сухотиным с южной стороны монастыря, смотровые альтанки в виде ракушек у обрывистого берега, откуда открывался незабываемый вид на первозданную красоту днепровских плавней и два круглых фонтана, которые еще больше дополняли общую картину роскоши и богатства.

При монастыре работала библиотека, наполненная лучшими творениями святых отцов и духовных писателей, а в ее архивах хранились старинные евангелии и несколько царских грамот.

Монастырские ворота. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Монастырские ворота

Монастырские строения располагались не только на территории, ограниченной высоким забором, но и занимали значительное пространство за ним.

В 1876 году в 30-ти саженях от монастыря была построена первая гостиница для паломников, а уже 1890-е годы иеромонахом Митрофаном достроены гостиный двор с жилыми зданиями и двухэтажная гостиница. Справа к гостинице примыкала одноэтажная больница, построенная по проекту К. В. Бибера, помощь в которой оказывали как амбулаторно, так и стационарно. Лечили тиф, дизентерию, пневмонию и сибирскую язву.

Гостиница для паломников. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Гостиница для паломников

В 1914 году недалеко от монастыря, в грандиозном трехэтажном здании, была открыта духовная семинария, где в период с 25 июля по 5 августа 1917 года состоялся V Общероссийский съезд православных миссионеров — первый и единственный для Григорьевского Бизюкового монастыря и последний на ближайшие 80 лет для Русской Православной Церкви.

Здание семинарии

При монастыре действовали всевозможные мастерские, кузни, плотницкие, поилки для животных. Во всю мощь работала ветряная мельница, молочарня, винодельня, маслобойня, известковые и кирпичные печи, а так же два рыбзавода и пасека.

Внизу, на берегу Днепра, куда вела вымощенная лестница, стоял причал, к которому причаливали лодки с паломниками и во всю мощь работали электростанции и водокачка.

Отдельно стоить отметить, что на монастырские средства также содержалась богадельня (приют для старых и немощных) и черная столовая для бродячего люда.

От великолепия к руинам

События 1917 года и приход советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Григорьевского Бизюкового монастыря. Сразу же после революции обитель закрывают, земли со всеми строениями национализируют, а большую часть насельников — выселяют. На территорию монастыря поочередно врываются партизанские отряды, чтобы «позаимствовать» полотно церковных икон для починки одежды и большевистские банды, устраивающие над немногочисленными монахами жесткие расправы, следы которых до сих пор видны в погребе винодельни. Вслед за чередой религиозных гонений наступил 80-ти летний период планомерного разрушения монастырских строений:

— одним из первых было разграблено и разрушено красивейшее здание духовной семинарии

— в 1923 году на территории монастыря создают совхоз, а на месте монастырского виноградника и Предтеченского скита вырастают ряды однотипных домов села Красный Маяк

— в 1929 году на индустриализацию страны работники совхоза сдают 103 пудовый колокол, вылитый в 1765 году в Москве и перевезенный сюда из Смоленской губернии

Арки Вознесенского собора. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Арки Вознесенского собора

— а уже в 1937 году, когда страна находится на пике атеизма, без малейшего сожаления уничтожается главный виновник былого монастырского величия — Вознесенский собор. Кажется именно тогда окончательно перестало биться сердце монастыря, который на протяжении столетия служил верующим людям духовным маяком, а заблудшим душам — домом.

Арки Вознесенского собора. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Арки Вознесенского собора

Вплоть до 60-х годов прошлого века в центре бывшего монастыря еще возвышались 4 огромные арки собора, но и они были беспощадно разрушены. Уцелела одна единственная арка, которая не сдалась усердию советских атеистов, оснащенных взрывчаткой и стальным тросами, и вопреки всему продолжила величественно возвышаться над поруганным местом.

Арка Вознесенского собора. Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк
Арка собора сегодня

Разрушение монастыря продолжилось и после Второй Мировой войны, когда на стройматериал, необходимый для послевоенного восстановления страны, были разобраны всевозможные монастырские строения, в том числе и первая «запорожская» церковь (в 1956 году), а чудом уцелевшие здания стали приспосабливаются под разнообразные нужды социалистического общества. В Покровской церкви открывается дом культуры, а в сиротском доме около Спасской церкви сначала работает школа, а позже — ПТУ. Еще до войны в разрушенном Вознесенском соборе жителей села развлекают циркачи и канатоходцы приезжего цирка, а уже в 1972 году единственная уцелевшая арка Вознесенского собора становится винтажной декорацией летнего кинотеатра.

Летний кинотеатр.
Летний кинотеатр в селе Красный Маяк

Оставшееся наследие

Еще в 1894 году летописец Григорьевского Бизюкового монастыря Н.Ф. Ногачевский вот как восторженно и красочно описывал увиденное:

«Чудный, поэтический вид представляют эти плавни, когда зеленеют весной и летом. Затем открывается весь монастырь со своими церквями и различного рода зданиями. Все вместе взятое, как-то: строения монастыря, живописные плавни, Днепр, озера и большое селение, сливаясь, еще более увеличивает и придает красоту той местности, где расположен Бизюков монастырь».

Григорьевский Бизюков монастырь
Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк . Историческое фото.
Григорьевский Бизюков монастырь
Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк. Историческое фото

Спустя столетие окружение монастыря, как и сам монастырь очень сильно изменились.

В результате заполнения Каховского водохранилища, живописные плавни навсегда исчезли в водах Днепра, зеркальная гладь которого лишь изредка покрывается мелкой рябью, а атеистическая политика власти стала причиной того, что от восхитительного архитектурно-паркового ансамбля остались сплошные руины.

К моменту распада Страны Советов былое сакральное великолепие уже осталось в далеком прошлом, как забытая красивая сказка, а на его месте воцарилась атмосфера упадка и разрушения.

В 1992 году, когда со сменой власти сменилось и отношение к религии, в разрушенный монастырь постепенно начала возвращаться жизнь. Сначала к святому место потянулись подвижники, а уже сегодня к возрождающемуся монастырю все чаще приезжают туристы и паломники.

Приезжают каждый за своим: одни — помолиться, другие — посмотреть на величие здешних руин. А их здесь такая концентрация на квадратный километр, что не хватит и целого дня для того, чтобы их осмотреть. Здесь каждое здание дышит историей.

К сожалению многие монастырские строения уже навсегда утрачены, а во внешнем облике уцелевших с трудом угадывается первоначальное предназначение. И только лишь огромная арка в центре, которая в сочетании с монументальными ступенями больше походит на портал, по прежнему придает изысканное звучание пусть и разоренному, но невероятно привлекательному архитектурному комплексу.

Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Красный Маяк
Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь в селе Червоный (Красный) Маяк

Сегодня в возрождающемся Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре все громче звучит усердная молитва, свет церковных свечей все чаще освещает стены многострадальной обители, а вместе с ними все ярче загорается старинный православный маяк Херсонщины, в славной и многовековой истории которого еще не поставлена последняя точка…

Ретро фото с официального сайта монастыря и sobory.ru

Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь

Как найти: Херсонская область, Бериславский район, село Червоный (Красный) Маяк

Посещение: бесплатно


Интересные места поблизости


Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.